Потребность в использовании оптики одной системы на фотоаппаратах с другой системой крепления возникает довольно часто. Это, прежде всего, касается старых советских и зарубежных объективов (М42 резьба) и использования их на современных зеркальных и беззеркальных камерах.
Для использования старой мануальной оптики используются различные адаптеры, которые вы можете приобрести в нашем интернет-магазине. Но иногда возникают сложности при адаптации объективов к той или иной системе. А виной всему одна из главных характеристик любой оптики – рабочий отрезок.
Рабочий отрезок – это расстояние от плоскости крепления объектива до плоскости пленки или матрицы фотоаппарата. Этот отрезок измеряется в миллиметрах, и, например, для популярной системы Canon EF составляет 44мм. Почему же так важна эта характеристика? Если рабочий отрезок объектива больше аналогичного показателя камеры хотя бы на 1мм, что является минимальной толщиной переходника, тогда объектив на этой камере можно использовать через адаптер, при этом фокусировка на бесконечность сохраняется. Если рабочий отрезок объектива меньше, в таком случае необходим переходник с компенсирующей линзой, которая понижает качество изображения, но, все же, дает возможность фокусировки на бесконечность.
Рабочие отрезки современных объективов и фотоаппаратов
Система (байонет) | Рабочий отрезок (мм) |
---|---|
Sony E (NEX) | 18 |
Micro 4/3 (Micro Four Thirds) | 20 |
Samsung NX | 25.5 |
Canon EF(-S) | 44 |
Sony A/Minolta A | 44.5 |
Pentax K (KA, KAF) | 45.5 |
Nikon F | 46.5 |
Canon R (FL, FD, FDn) | 42 |
M42 | 45.5 |
C/Y (Contax/Yashika) | 45.5 |
Olympus OM | 46 |
Leica R | 47 |
Pentacon 6 (Байонет «Б») | 74.1 |
Целесообразно использовать такие объективы на близких расстояниях или при макросъемке. На некоторых зеркальных фотоаппаратах (в частности, полнокадровых Canon 5D, 6D и Canon 5D mark II) существует еще одна проблема, которую можно отнести к конструктивным. За хвостовик объектива цепляет зеркало камеры. Эта проблема часто решатся разборкой оправы хвостовика или стачиванием. Кроме того, проявляется она не со всеми объективами. Например, может возникнуть при использовании объектива Мир 1В на Canon 6D.
Подробней об использовании популярной М42 оптики вы можете прочитать тут. Список популярных объективов и типов креплений, с которыми они выпускались, можете найти тут.
Из всех современных зеркальных 35мм камер самый малый рабочий отрезок у Canon EF—S. На эту камеру можно поставить любой объектив старой системы, за исключением дальномерных 35мм объективов. В виду малых рабочих отрезков у беззеркальных современных фотоаппаратах, возможно использование через переходник старой оптики, в том числе от дальномерных 35мм камер.
Зеркальные фотоаппараты Nikon имеют самый большой рабочий отрезок, по этой причине использование старой мануальной оптики на этой системе затруднительно. Есть множество старых и очень хороших объективов с байонетом Nikon F, или объективов с возможностью замены хвостовика на Nikon F.
Большой рабочий отрезок имеют и объективы от среднеформатных фотокамер, что дает возможность ставить их на любую современную зеркальную и беззеркальную камеру с помощью соответствующих переходников. Переходники для среднеформатной оптики достаточно большие и глубокие.
Рабочие отрезки объективов и фотоаппаратов
Довольно часто возникает потребность использования объективов одной системы на другой. Частый и наиболее востребованный пример – использование старых советских и зарубежных объективов на современных зеркальных и беззеркальных (Evil) фотоаппаратах.
Итак, мы решили попробовать старые мануальные объективы в действии. Ставятся эти объективы, как правило, через переходники (этой теме посвящена отдельная статья Старые советские и зарубежные объективы на современных фотоаппаратах ). Но далеко не все старые объективы легко можно установить на любую современную фотокамеру. А все дело в одной из ключевых характеристик объектива – Рабочем отрезке.
Рабочий отрезок объектива (или фотоаппарата) — это расстояние от плоскости крепления объектива (поверхности байонета) до, так называемой, фокальной плоскости (это плоскость пленки или матрицы фотоаппарата).
Рабочий отрезок измеряется в миллиметрах. Так, например, для популярной системы Canon EF рабочий отрезок составляет 44мм.
Чем нам это принципиально важно? А тем, что если рабочий отрезок объектива больше рабочего отрезка камеры (хотя бы на 1мм – минимальную толщину переходника) то, как правило, его можно использовать на этой камере через переходник без ограничений, т.е. у него будет возможность фокусировки на бесконечность.
Если рабочий отрезок меньше, то нужна или существенная переделка хвостовика объектива или необходимо использовать переходник с компенсирующей линзой, что сразу же ухудшает качество изображения. Или просто использовать такой объектив только на близких расстояниях и в макро-режиме.
Существует еще одна конструктивная проблема свойственная некоторым зеркальным фотокамерам (особенно Canon 5d и Canon 5d mark II). Объектив может подходить к камере по рабочему отрезку, но из-за конструктивных особенностей камеры зеркало будет цеплять за хвостовик объектива (достаточно часто проблема лечится стачиванием или разборкой оправы хвостовика).
Приведу таблицы рабочих отрезков современных систем и старых. Системы отсортированы по величине рабочего отрезка.
Табл. 1. Рабочие отрезки современных объективов и фотоаппаратов
Система (байонет)
Рабочий отрезок (мм)
Рабочий отрезок, рабочее расстояние объектива или камеры равны расстоянию от опорной торцевой поверхности оправы объектива до его главной фокальной плоскости (плоскости фотоматериала или фотоматрицы) [1] . Рабочий отрезок камеры и присоединяемого к ней объектива должны быть равны, в противном случае нормальная фокусировка во всём диапазоне расстояний невозможна [2] .
Содержание
Фото и кинотехника [ править | править код ]
Рабочий отрезок объектива должен быть равен рабочему расстоянию камеры, для которой предназначен данный объектив. Относится к важнейшим конструктивным механическим характеристикам объектива (точнее, системы крепления объектива фотокамеры). Рабочий отрезок зависит от типа камеры, так у однообъективных зеркальных фотоаппаратов он больше чем у дальномерных и беззеркальных. Рабочий отрезок связан с понятием задний отрезок, так, объективы с малым задним отрезком не могут нормально использоваться на зеркальных камерах с большим рабочим отрезком.
Сравнительная таблица наиболее распространённых креплений фотообъективов | |||||
---|---|---|---|---|---|
Название | Рабочий отрезок, мм |
Диаметр, мм |
Размер кадра |
Тип | Производство |
Mamiya RB [3] | 112,0 | ? | 6×7 см | байонет с замком на объективе | ? |
Mamiya RZ [3] | 105,0 | ? | 6×7 см | байонет с замком на объективе | ? |
Rolleiflex SL66 [3] | 102,8 | ? | 6×6 см | байонет | 1966—1992 |
Bronica [3] | 101,7 | 57 | 6×6 см | байонет с многозаходной резьбой | ? |
Pentax 67 [3] | 84,95 [4] | ? | 6×7 см | наружный и внутренний байонет |
? |
Bronica GS1 | ? | ? | 6×7 см | байонет | 1983-2002 |
Байонет В | 82,1 [4] | 60 | 6×6 см | байонет с трёхзаходной резьбой | С 1957 года |
Kowa Six / Super 66 |
79 | ? | 6×6 см | накидное кольцо | 1968-1974 |
Hasselblad 500/2000 [3] | 74,9 | ? | 6×6 см | байонет | — |
Байонет Б [4] | 74,0 | 60 | 6×6 см | байонет с накидным кольцом | С 1957 года |
Rolleiflex SLX | 74 | ? | 6×6 см | байонет | с 1976 |
Pentax 645 [3] | 70,87 | ? | 6×4,5 см | байонет | — |
Mamiya 645 [3] | 63,3 | ? | 6×4,5 см | байонет | С 1975 года |
Leica Visoflex | 62,5 | ? | 24×36 мм | байонет | 1935-1984 |
Hasselblad H [5] [3] | 61,63 | ? | 6×4,5 см | байонет | ? |
Leica S | ? | ? | 54×45 мм | байонет | С 2008 года |
T2-mount [3] («М42×0,75») |
55 | 42 | 24×36 мм | резьба | С 1962 совр. вид T-mount |
Topcon UV | 55 | ? | 24×36 мм | байонет | c 1964 года |
T-mount [3] («М37×0,75») |
50,2 | 37 | 24×36 мм | резьба | 1957-1962 |
Praktina | 50 | ? | 24×36 мм | накидное кольцо | c 1952 года |
Icarex | 48 | ? | 24×36 мм | накидное кольцо | 1966-1971 |
Байонет Contax N | 48 | ? | 24×36 мм | байонет | с 2001 |
Байонет Ц (Зенит-4) [6] |
47,58 | 47 | 24×36 мм | байонет с накидным кольцом | 1964—1968 |
Байонет Leica R [3] | 47,0 [4] | ? | 24×36 мм | байонет | С 1964 года |
Байонет Nikon F [7] [3] | 46,5 [4] | 44 | 24×36 мм | трёхлепестковый байонет | С 1959 года |
Olympus OM [3] | 46 [4] | ? | 24×36 мм | трёхлепестковый байонет с замком на объективе | 1972—2002 |
Contarex | 46 | ? | 24×36 мм | байонет | 1958—1966 |
Rolleiflex SL35 | 45,6 | ? | 24×36 мм | трёхлепестковый байонет | ? |
Байонет Contax-Yashica | 45,5 | ? | 24×36 мм | трёхлепестковый байонет | 1975—? |
Байонет K [7] [3] | 45,5 | 48,5 | 24×36 мм | трёхлепестковый байонет | с 1976 года |
Altix | 45,5 наружный; 42,5 внутренний | ? | 24×36 мм | накидное кольцо | 1939-1959 |
Mamiya E/EF (ZE/CS) | 45,5 | ? | 24×36 мм | байонет | с 1980 года |
Pentina | 45,5 | ? | 24×36 мм | накидное кольцо | с 1960 года |
M42×1 [8] [9] | 45,5 | 42 | 24×36 мм | резьба | с 1948 года |
M37×1 | 45,46 | 37 | 24×36 мм | резьба | c 1939 |
M39×1/45,2 [6] | 45,2 | 39 | 24×36 мм | резьба | 1953—1967 |
Exakta [3] | 44,7 [4] | 38 | 24×36 мм | Трёхлепестковый байонет | — |
Voigtlander Bessamatic [3] | 44,7 | 47 | 24×36 мм | байонет с накидным кольцом | — |
Байонет DKL | 44,7 | ? | 24×36 мм | байонет | с 1957 года |
Байонет А (Minolta A / Sony α) [7] |
44,50 | 49.7 | 24×36 мм | трёхлепестковый байонет | с 1986 года |
Rolleiflex SL35 [3] | 44,46 | — | 24×36 мм | байонет | 1970—1998 |
Praktica B | 44,40 | 48,5 | 24×36 мм | байонет | с 1980 года |
M40×1 | 44 | 40 | 24×36 мм | резьба | 1938-1947 |
Canon EF | 44 | 54 | 24×36 мм | трёхлепестковый байонет | С 1987 года |
Canon EF-S | 44 | 54 | 22,2×14,8 мм | трёхлепестковый байонет | С 2004 года |
Байонет Sigma SA | 44 | 44 | 24×36 мм | байонет | С 1992 года |
Байонет Киев-Автомат | 44,0 [4] | 41 | 24×36 мм | байонет | 1965—1985 |
Minolta SR/MC/MD [10] | 43,50 [4] | ? | 24×36 мм | трёхлепестковый байонет | 1958—2001 |
Fujica X | 43,5 | ? | 24×36 мм | трёхлепестковый байонет | ? |
Petriflex | 43,5 | ? | 24×36 мм | накидное кольцо | c 1963 года |
Rectaflex | 43,4 | ? | 24×36 мм | байонет | 1947-1958 |
M41,2×1 | 42,05 | 41,2 | 24×36 мм | резьба | с 1947 |
Байонет Д [6] | 42,0 | 40,5 | 24×36 мм | накидное кольцо | с 1965 года |
Canon R | 41,9 | 48 | 24×36 мм | накидное кольцо | 1959—1964 |
Canon FL | 41,9 | 48 | 24×36 мм | накидное кольцо | 1964—1971 |
Canon FD [7] | 41,9 | 48 | 24×36 мм | накидное кольцо | 1971—1990 |
Canon FDn | 41,9 | 48 | 24×36 мм | байонет | 1978—1990 |
Байонет Miranda | 41,5 | 44 | 24×36 мм | четырехлепестковый байонет с резьбой 44х1 | 1954-1974 |
Konica F [3] | 40,5 [4] | 40 | 24×36 мм | байонет | 1960—1963 |
Konica AR | 40,5 | ? | 24×36 мм | байонет | 1965—1988 |
Стандарт 4:3 | 38,67 | 50 | 17,3×13 мм | байонет | С 2003 года |
Alpa [3] | 37,8 | 48 | 24×36 мм | байонет | — |
Hasselblad XPan | 34,27 | ? | 24×65 мм | байонет | c 1998 года |
Байонет Contax-Киев RF |
34,85 наружный [4] ; 31,85 внутренний | 49 наружный; 36 внутренний | 24×36 мм | наружный и внутренний байонет |
1932—1985 |
Байонет Contax G | 28,95 | ? | 24×36 мм | байонет | 1994—2005 |
Olympus Pen F | 28,95 | ? | 24×18 мм | байонет | c 1963 |
M39×1/28,8 [8] | 28,8 | 39 | 24×36 мм | резьба | 1932—1995 |
M24×1 | 28,8 | 24 | 14×21 мм | резьба | 1961—1965 |
Байонет Leica M [3] | 27,8 [4] | ? | 24×36 мм | четырёхлепестковый байонет | С 1954 года |
M39×1/27,5 | 27,5 | 39 | 18×24 мм | резьба | 1967—1974 |
Байонет 110 | 27 | ? | 17×13 мм | байонет | С 1978 года |
Байонет Fujifilm G | 26,7 | ? | 32,9×43,8 мм | байонет | С 2017 года |
Samsung NX [3] | 25,5 | 42 | 23,4×15,6 мм | байонет | С 2010 года |
Canon RF | 20 | 54 | 24×36 мм | байонет | С 2018 года |
Байонет L | 20 | 51,6 | 24×36 мм | байонет | С 2014 года |
Микро 4:3 (Micro Four Thirds) [3] |
19,25 | 44 | 17,3×13 мм | байонет | С 2008 года |
Canon EF-M | 18 | 54 | 22,3×14,9 мм | байонет | С 2012 года |
Байонет E (Sony NEX) |
18 | 46,1 | 24×36 мм | байонет | С 2010 года |
Fujifim X | 17,7 | 40,6 | 23,6×15,6 мм | байонет | С 2012 года |
Nikon 1 | 17 | ? | 13,2×8,8 мм | байонет | 2011-18 |
Байонет Nikon Z | 16 | 55 | 24×36 мм | байонет | С 2018 года |
Pentax Q | 9,2 | ? | 6,17×4,55 мм, 7,44×5,58 мм (Q7) | байонет | С 2011 года С 2013 года |
Samsung NX-M | 7,3 | ? | 13,2×8,8 мм | байонет | ? |
Сравнительная таблица наиболее распространённых креплений киносъёмочных и ТВ-объективов | |||
---|---|---|---|
Название | Рабочий отрезок, мм | Конструкция | Производство |
Aaton Universal [3] [11] | 40 | трёхлепестковый байонет с накидной гайкой | с 1974 года |
CA-1 (Eclair) [11] [12] | 48 | двухлепестковый байонет | с 1947 года |
Красногорский байонет [11] [13] |
52 | двух- или четырёхлепестковый байонет | — |
Arri Standard [3] [11] | 52 | четырёхлепестковый байонет с накидной гайкой | с 1937 года |
Байонет Arri | 52 | байонет | с 1965 года |
Arri PL [3] [11] [12] | 52 | четырёхлепестковый байонет с накидной гайкой | с 1982 года |
Arri Maxi PL [3] | 73,5 | четырёхлепестковый байонет с накидной гайкой | — |
BNCR (Mitchell) [3] [11] [12] | 61,468 | четырёхлепестковый байонет с накидной гайкой | с 1967 года |
ОСТ-19 (СССР) [14] [15] [11] [12] | 61 | четырёхлепестковый байонет с накидной гайкой | — |
PV (Panavision) [3] | 57,15 | четырёхлепестковый байонет с накидной гайкой | с 1972 года |
Red One [11] | 27,3 | байонет | — |
Bolex [3] [11] | 23,22 | байонет с накидной гайкой | — |
B4 (HDTV 2/3) [3] [16] | 65,03 в стекле / 48,0 в воздухе [17] | трёхлепестковый байонет | — |
1/2 Sony [16] [11] | 38 | трёхлепестковый байонет | — |
1/2 General [16] [11] | 35,74 | трёхлепестковый байонет | — |
М32×0,5 | 31 | резьба М32×0,5 | с 1966 года |
C [18] [16] [12] | 17,526 | резьба с шагом 32 витка на дюйм | с 1923 года |
CS [16] [11] | 12,526 | резьба с шагом 32 витка на дюйм | — |
D [11] [12] | 12,29 | резьба с шагом 32 витка на дюйм | с 1965 года |
S [11] | резьба М12×0,5 | — |
Рабочий отрезок прямо влияет на возможность установки объектива одной системы в камеру другой системы через переходник. Если рабочий отрезок объектива больше чем у камеры, то установка через переходник возможна. Если рабочий отрезок объектива меньше чем фотоаппарата, то при установке будет потеряна возможность фокусировки на бесконечность и будет сбита шкала дистанций фокусировки (так как объектив нужно переместить внутрь корпуса):
- объектив с креплением M42×1 может быть использован с камерами «Canon EOS» при наличии соответствующего переходника (который выступает над поверхностью камеры примерно на 1,5 мм)
- объектив с креплением M42×1 может быть установлен в камеру «Nikon» или «Киев-17», «Киев-19», «Киев-20» с байонетом F через переходник, но без вмешательства в оптическую схему будет потеряна возможность фокусировки на бесконечность. Для этого используются переходники с корректирующей линзой.
- объектив с креплением M39×1/45,2 может быть установлен в фотоаппарат с резьбой M42×1, но здесь также будет потеряна фокусировка на бесконечность (однако лишние 0,3 мм можно удалить с регулировочной прокладки объектива и таким образом исправить фокусировку).
- Объективы с байонетом В через переходник могут быть установлены на фотоаппараты с байонетом Б. Имеются переходники, позволяющие устанавливать объективы от среднеформатных фотоаппаратов на малоформатныезеркальные фотоаппараты.
Чтобы получить представление о величине рабочего отрезка можно провести такой опыт:
- встать в тёмной комнате или затемнённой её части
- взять объектив, сфокусированный на бесконечность и навести его через окно на предмет на улице, находящийся на бесконечно большом расстоянии
На фокусировочном кольце «бесконечность» обозначается знаком ∞ <displaystyle infty > . «Бесконечно большое расстояние» зависит от фокусного расстояния и диафрагмирования объектива (см. также Глубина резко изображаемого пространства и Пятно рассеяния). Так, для сверхширокоугольных объективов «бесконечность» может наступить уже на расстоянии нескольких метров до объекта съёмки, для длиннофокусных, особенно зеркально-линзовых объективов, например «МТО-11» с фокусным расстоянием 1 метр, бесконечно большое расстояние до объекта съёмки уже сотни метров.
- подвести лист бумаги к задней части объектива на расстояние, равное рабочему отрезку (измерять от опорной плоскости объектива до листа бумаги)
- на листе бумаги должно появиться достаточно чёткое изображение предмета, находящегося на бесконечно большом расстоянии
Система окуляра [ править | править код ]
В биноклях, телескопах, оптических прицелах и других системах с окуляром под рабочим отрезком понимается вынос выходного зрачка — расстояние от поверхности задней линзы до глаза.
В оптических прицелах вынос выходного зрачка достаточно велик — примерно 40 мм для российской техники и 70 мм для зарубежной. Это сделано для предупреждения травм глаза при отдаче оружия.
В биноклях, телескопах и микроскопах вынос выходного зрачка составляет порядка 5—20 мм.